Что нового и интересного внес 20-й век в русскую и мировую вышивку? Резкое ускорение темпов жизни не могло не отразиться и на этом виде творчества, поэтому вторая половина прошлого века ознаменова на появлением высокоско ростных промышленных вышивальных аппаратов производства самых различных фирм. Компьютерное программирование рисунков также прочно обосновалось в промышленной вышивке.
Хорошо ли отразилось появление современной промышленной технологии на вышивке традиционной, смогут ли они ужиться вместе? С удивлением замечаешь, что русская традиционная вышивка наравне с автоматизированной промышленной еще живет.
Дополняют ли они друг друга или между ними глухая стена? К сожалению, с каждым днем эти два вида вышивки действительно все более отдаляются друг от друга. Многие молодые люди уже не знают, что такое национальная русская вышивка, а понятие "вышивка" для них - это логотип на майке или шеврон с вышитой надписью "Охрана". Но все же есть связь между этими двумя видами вышитого узора на ткани. Эту связь обеспечивает настоящий Художник.
Сегодня существует богатый выбор компьютерных программ для создания вышивки. Являясь разработчи ками одной из таких систем, мы используем на нашем предприятии еще несколько иностранных программных продуктов для работы. Связано это с тем, что нет такой программы, которая обеспечила бы выполнение на высоком уровне всего ряда задач в компьютерной вышивке. Это говорит о том, что автоматизированная промышленная вышивка стремится тоже быть многогранной, показывая великое множество и приемов вышивания.
Но даже если кто-нибудь в мире сможет создать самую совершенную программу, только художественный вкус и огромный объем ручной доработки рисунка вышивки художником сможет поднять промышленную вышивку до уровня ручной. На вопрос, а нужно ли это, можно ответить только одно: "Посмотрите на вологодское кружево, цветную тарусскую перевить, горьковский гипюр или изделие торжокских золотошвей".
Интересно то, что уже появились первые признаки моды на имитацию именно ручной вышивки, но в промышленном автоматизированном варианте. Компьютерная вышивка великолепно дополняет традиционные изделия ручных промыслов, такие как льняное и полульняное столовое белье с мережкой. Эти изделия имеют современный вид, но таят в себе древние традиции.
Как я уже заметил, вышивке не уделялось в нашей стране достаточного внимания, что подтверждается отсутствием специального образования. Это серьезно тормозит развитие и традиционной, и автоматизированной вышивки. Но даже в таких условиях она продолжает существовать.
Более того, есть компании, занимающиеся промышленной вышивкой, которые продолжают традиции, при этом используя современное оборудование. Для промышленных вышивальщиков создаются современные материалы. Ведущие производители ниток тоже не стоят на месте. В их последних коллекциях простой черный цвет уже дается в 3-5 вариантах, а золотые и серебряные (металлизированные) нити давно предлагаются в большом количестве оттенков.
Все это не имело бы смысла, если бы не прослеживалась тенденция к переходу промышленной вышивки от дешевой нашивки к высокохудожест венным изделиям. На самом деле такой поворот событий был предопределен. Пусть каждая ручная вышивка индивидуальна, но она выполняется долго и обладает рядом ограничений, а людей, желающих иметь богато украшенную вещь, становится все больше. Промышленный способ дает возможность сделать более популярной вышивку как таковую и более доступной вышивку крупных интерьерных изделий, дорогих одежд. В промышленной вышивке нашлось место сложной тональной глади, тамбурному стежку, традиционной вышивке крестом. Радует тот факт, что русская промышленная вышивка уже имеет примеры вышивки икон. Все более популярным становится вышитый вымпел - прекрасный презентационный и рекламный продукт. Возрождается традиция вышивки знамен и штандартов. Различные современные приемы в программировании и вышивке позволяют создавать шедевры в технике ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ.
Все это вселяет надежду на то, что российская промышленная вышивка будет успешно развиваться, достигнет высот современных технологий, не теряя при этом красоты и изящества, свойственных изделиям мастериц-вышивальщиц, которыми всегда славилась земля Русская.
|